11.05.2018

Уберизация грузоперевозок: сделано в России

Бизнес-журнал опубликовал аналитический обзор существующих онлайн-сервисов перевозок в России (автор статьи Наталья Югринова). Ниже текст из журнала:

Грузоперевозки традиционно считаются «рынком посредника». В США и Канаде логистические брокеры зарабатывают около 15–20% комиссионных от стоимости каждого отправления. В России до 40% стоимости перевозки зачастую оседает на счетах так называемых экспедиторов — компаний, берущих на себя все организационные вопросы по доставке груза. Такая схема складывалась годами: владелец груза обращается к диспетчеру-экспедитору, чья задача — найти на этот заказ транспорт, согласовать цену с обеими сторонами (отправителем и получателем), оформить все необходимые документы и проконтролировать процесс до- ставки. Зарабатывает экспедитор на разнице в цене. Согласно исследованию компании Trans.eu, именно от посредников поступает 68% всех заказов для перевозчиков; еще 26% заключают сделки напрямую и 6% — через логистические концерны. При этом крупный и средний бизнес работает с проверенными экспедиторами и крупными транспортными компаниями, которых выбирает на тендерной основе. Эффективностью чаще жертвуют в угоду гарантиям безопасности: посредники часто занижают ставки для перевозчиков и затягивают выплаты, зато отвечают перед заказчиками за сохранность груза своей головой. Понаехавшие В 2000-х годах «лишнее» экспедиторское звено в этой цепочке попробовали вытеснить специализированные онлайн-доски объявлений. В них перевозчики и грузовладельцы публиковали информацию о свободных автомобилях и выставленных заказах. Сами сервисы при этом зарабатывали на абонентской плате за пользование ресурсом и на рекламе. В России самым крупным таким проектом стала система «АвтоТрансИнфо». Сегодня она, как заявляют представители компании, насчитывает свыше 200 тыс. активных пользователей. Ежедневно на портале ATI.su размещается 125 тыс. заявок на перевозку грузов по территории РФ, стран СНГ, Прибалтики и Скандинавии. Более «продвинутую» с технологической точки зрения площадку объявлений придумал стартап Trucker Path, основанный командой российских и украинских разработчиков в США. В 2013 году он начал с запуска мобильного ассистента для американских дальнобойщиков. Приложение подсказывало им ближайшие места для парковки и отдыха, проверяло, насколько свободны станции взвешивания, подгружало информацию о ценах на топливо при пересечении границы штата. Чуть позже к нему добавился маркетплейс Truckloads, где встречаются перевозчики и брокеры. Как объясняет сооснователь компании Иван Цыбаев, сервис зарабатывает на рекламе, продаже премиальных аккаун- тов и комиссиях от транзакций. По его словам, приложениями пользуется каждый третий участник американского рынка грузоперевозок. Стартап сумел добиться аудитории в 600 тыс. ежемесячных пользователей и привлечь инвестиции в $52 млн. В конце 2017 года компанию купил китайский аналог Facebook — Renren — и перевел все операции в Китай. Другая распространенная бизнес-модель — онлайн-агрегаторы, работающие по принципу голландского аукциона. Заказчик оставляет заявку на перевозку в системе, которая рассылает ее перевозчикам. Заинтересованные водители откликаются, понижая первоначальную ставку. Тот, кто установит лучшую цену, выигрывает аукцион и получает заказ. Так работает, например, компания «Везет всем», оборот которой в 2016 году превысил 500 млн рублей. Она начинала с малотоннажных заказов частных клиентов. Организовывала квартирные переезды, перевозку животных, мототехники, а однажды даже разобранного на части самолета. За свои услуги сервис берет комиссию от 8 до 15%. Бизнес пошел так хорошо, что пару лет назад компания даже купила своего главного конкурента — стартап «Перевези.РФ». Успех «Везет всем» объясняется просто: компании удалось навести порядок на хаотичном и непрозрачном рынке частных грузоперевозок. Рынок этот крайне фрагментирован, а порог входа на него невысок. Любой индивидуальный предпринима- тель может купить или взять в аренду подержанную «Газель» за пару сотен тысяч рублей и начать работать — зачастую «все- рую», без декларации доходов, с оплатой наличными «в руки». Понятно, что в этом случае мало кто заключает официальные договоры и гарантирует соблюдение сроков доставки. Поэтому первоочередной задачей для «Везет всем» стало создание базы проверенных контрагентов. Компания тщательно изучает до- кументы перевозчиков, проверяет их профиль и отчетность. У каждого владельца автотранспорта имеется рейтинг, и в случае негативных отзывов сервис перестает с ним работать. По же- ланию клиентов груз можно застраховать за дополнительную плату. Сегодня на сайте «Везет всем» зарегистрировано около 20% транспортных компаний и частных перевозчиков в России. Конкуренты «Везет всем» отстраиваются как могут. Для сервиса YouDo частные грузоперевозки — лишь одна из сотен возможных услуг, которые исполнители предлагают заказчикам наряду с маникюром, домашним ремонтом, написанием рефератов и т. д. Сервис B2B-China фокусируется на коммерческих перевозках и использует аукционный принцип для организации международных перевозок в Китай. За заказ соревнуются не перевозчики, а экспедиторы, готовые предложить оптимальный маршрут и скомбинировать в его рамках различные виды транспорта. Онлайн-аукцион Vesta минимизирует финансовые риски: он авансом рассчитывается с водителем из собственных средств, а заказчик оплачивает стоимость грузоперевозки только по факту доставки груза, после получения товарно-транспортной накладной.

Как повезет

Несмотря на растущую популярность электронных бирж перевозок, они все еще не составляют серьезной конкуренции традиционным экспедиторам в сегменте коммерческих грузов. Для бизнеса важно, чтобы посредник брал на себя всю бумажную работу и предоставлял гарантии сохранности груза. Но лишь немногие онлайн-агрегаторы способны проводить документооборот в электронной форме (это умеют, в частности, «АвтоТрансИнфо», Cargor и некоторые другие платформы). Да и никакой ответственности за перевозку они не несут — разве что гарантируют, что в процессе транспортировки цена не вырастет. К тому же необходимость выбирать лучшее предложение — дополнительная задача для грузовладельца. А сам формат аукциона требует запаса времени и не слишком удобен для экстренных заказов. Словом, онлайн-агрегаторы очень быстро столкнулись с необходимостью эволюционировать и обрастать дополни- тельными сервисами и ответственностью — на уровне полноценных транспортных провайдеров. Эта модель и называется «уберизацией». По-настоящему «умный» сервис грузоперевозок не просто помогает заказчикам находить надежного и приемлемого по цене исполнителя, но и повышает эффективность на каждом этапе логистической цепочки. Он распределяет заказы между водителями в зависимости от их загрузки, сокращает простои, оптимизирует маршруты, решает вопросы по обратной загрузке транспорта. «Холостые» километры являются одной из главных проблем логистического рынка: по данным компании GroozGo, перевозчики теряют на них более 48 млрд рублей в год. Зачастую они готовы загружать транспорт в обратную сторону по цене на уровне себестоимости и даже ниже, лишь бы не ехать порожняком. Идея, на первый взгляд, витает в воздухе: то же самое компания Uber с успехом реализовала на рынке легкового такси. Однако с коммерческими грузами все не так просто. Здесь мало предложить заказчику фиксированную низкую цену. В логистике масса нюансов, которые нужно учитывать. Начиная от документооборота (сопроводительные бумаги нередко дублируют друг друга, а использование цифровых копий требует заверения их квалифицированной электронной подписью) и заканчивая тоннажностью автопарков и особыми требованиями к оборудованию в фурах: например, для поддержания правильного температурного режима. ИТ-платформа должна быть универсальной для любого перевозчика, от мала до велика, и для любого заказчика, вне зависимости от сферы его деятельности. Крупные транспортные компании не против рассматривать передачу экспедитор- ских функций онлайн-сервису — они от этого лишь выиграют за счет снижения издержек и повышения своих тарифов. А вот с индивидуальными предпринимателями-дальнобойщиками, которым, по данным МВД, принадлежит больше половины грузовых автомобилей в стране, договориться сложнее чисто физически. Как замечает Андрей Лямин, директор по развитию компании Shiptor, собственники грузовых транспортных средств не слишком восприимчивы к новым технологиям. А без них масштабного сервиса не выстроить.

Русские «уберята»

Несмотря на очевидные сложности, свой «Uber для грузоперевозок» развивают сразу несколько российских игроков. Один из самых заметных проектов, стартап Deliver (ранее он назывался iCanDeliver), создан в 2013 году (наша поправка) и привлек с того времени инвестиции на общую сумму в $8 млн. Он сфокусирован на перевозках между Москвой и Санкт-Петербургом, а также в Московской и Ленинградской областях. К системе подключено более 59 тыс. перевозчиков — владельцев парка грузовиков, каждый из которых прошел процедуру комплексной провер- ки на благонадежность. Поиском доступных перевозчиков и размещением заказов занимается компьютерная система — и справляется, как заверяет в открытых источниках основатель компании Данил Рудаков, в среднем за 15 минут. Весь доку- ментооборот ведется в электронном виде. Сервис берет на себя юридическую и финансовую ответственность за действия перевозчиков и страхует все грузы на 5 млн рублей. При этом цены на перевозку, как утверждают в компании, в среднем оказываются на 14% ниже конкурентов из числа традиционных экспедиторов. Услугами Deliver пользуются крупные ритейлеры и производственные компании: среди ее клиентов «Мираторг», Pepsico, «Русская рыбная компания», «Л’этуаль». При этом для компании нет большой разницы, кто именно размещает заказ: процесс устроен одинаково как для крупных корпораций, так и для мелкого бизнеса. Интересно, что к каждому заказу при- крепляется персональный логист, который отвечает на любые вопросы клиента и следит за процессом перевозки.

Ближайший конкурент Deliver, резидент «Сколково» GroozGo, пытается строить бизнес сразу в масштабах всей страны. Эта стратегия легко объяснима: в грузоперевозках чем больше расстояние и тоннажность груза, тем выше цена — а значит, и заработок посредника. Тем не менее масштабирование требует значительных вложений. Прошлым летом компания привлекла $2,1 млн от логистического оператора КПД; на эти деньги удалось набрать достаточно веса на рынке, чтобы привлечь крупных клиентов, таких как «Дядя Ваня», «Дымов» и «Юлмарт». По словам основательницы сервиса Анны Качурец, большие заказ- чики соглашаются работать только с платформами с полным страхованием ответственности. С тех пор компания отказалась от работы с мелкими сборными грузами и организует только перевозку полными машинами от 1,5 до 20 тонн. В прошлом году оборот GroozGo достиг 10,5 млн рублей — цифры пока скромные, но бизнес, как утверждают в компании, растет на 10% каждую неделю.

В 2017 году о планах заняться агрегацией грузоперевозок заявили еще несколько компаний. Так, в конце года должна была начать работу система TransCord от оператора складской недвижимости Multinational Logistics Partnership (входит в группу «Сафмар»), однако ее официальный запуск пока так и не состоялся. Фонд развития интернет-инициатив и бизнес- ангел Лев Гориловский вложили почти 26 млн рублей в сервис по автоматизации грузоперевозок Expeditor.Pro. Совладелец Lutik Group Торгом Ширинян инвестировал в онлайн-систему управления грузоперевозками Traft — ее разрабатывает одноименная транспортная компания. Компания грузового такси «Грузовичкоф», работающая на рынке малотоннажных перевозок, тоже создала собственную ИТ-платформу автоматического распределения заказов и стала агрегатором: к системе она подключила региональных грузоперевозчиков в 21 городе России. Даже сервис «АвтоТрансИнфо» перерос функционал обычной онлайн-доски объявлений: он автоматизировал процесс заключения договоров и обмена информацией между партнерами, а в 2018-м собирается добавить возможность про- ведения аукциона между перевозчиками. Появились и первые узкоспециализированные сервисы — например, ИТ-платформа Smartseeds для автоматизации перевозок сельскохозяйственных грузов, запущенная основателем поисковика авиабилетов Anywayanyday Кириллом Подольским. Не исключено, что рано или поздно на этот рынок посягнет и сам Uber (в партнерстве с нашим «Яндексом»). В марте 2018 года его грузовая «дочка» Uber Freight вывела на американскую трассу первую беспилотную фуру. У столь крупных игроков, как Uber или Amazon, безусловно, значительно больше ресурсов для внедрения инноваций. С другой стороны, на рынке объемом 2,5 трлн рублей (оценка ФРИИ) места хватит многим. При этом убероподобным агрегаторам уже наступают на пятки блокчейн-платформы: например, украинская онлайн-платформа A2B Direct внедрила эту технологию в логистическую цепочку для отслеживания грузов и реализации системы поощрений перевозчиков. Есть, впрочем, еще одно подтверждение того, что момент для реализации подобных проектов сейчас как никогда ранее подходящий. «Обелением» рынка грузоперевозок, в том числе через его цифровизацию, заинтересовалось государство. Первым шагом к этому станет переход в конце 2018 года товарно-транспортных накладных в электронный вид, что вынудит перевозчиков легализоваться и исключит многие «серые» схемы.

 

Оцените статью
Loading...
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E–mail*
Сайт

Комментарий

27.09.2018
Уберизация автоперевозок в Восточной Европе: транспортной логистике нужно быстрее оцифровываться

Игрокам рынка транспортной логистики это может не понравится, но им наступают на пятки игроки нового формата. IT стартапы, внедрив технологии и цифровизацию в таких отраслях как ритейл, развлечения и туристическую индустрию, добрались до логистики. Сильно фрагментированный рынок грузоперевозок, где доминируют ручные процессы и операции, кажется сильно отставшим от трендов и...

15.06.2018
Сетевая логистика: доставка в торговые сети

В 2017 году российский ритейл начал постепенно выходить из кризиса. По данным НИУ ВШЭ, индекс реального оборота розничной торговли в России (при уровне 1994 года, равном 100), достиг наивысшего пика в 2014 году (294) и далее падал (в 2015 году – 264,6, в 2016 году — 252,4). В прошедшем году...

10.05.2018
Cтартапы и новые проекты в логистике

В марте 2018 свои двери закрыл американский стартап доставки «по требованию» Shyp, не смотря на внушительный объем инвестиций в $60 млн. Основатель проекта написал пост на заблокированном Linkedin с извинениями и объяснениями. Несмотря на то, что электронная коммерция растет от года в год, а технологическая волна решений последней мили доставки процветает, команда...