15.06.2018

Сетевая логистика: доставка в торговые сети

В 2017 году российский ритейл начал постепенно выходить из кризиса. По данным НИУ ВШЭ, индекс реального оборота розничной торговли в России (при уровне 1994 года, равном 100), достиг наивысшего пика в 2014 году (294) и далее падал (в 2015 году – 264,6, в 2016 году — 252,4). В прошедшем году наметился подъем — до 255,5.

Логистика — большая проблема российского ритейла по причине большой разрозненности потоков и больших расстояний. По разным оценкам, если совокупная доля транспортно-логистических расходов в цене товара на полке у ведущих западных ритейлеров достигает 7%, то в России — 30%, в зависимости от категории товара и региона. При этом средняя прибыль сетей с продажи товаров – всего 2-3%, дороговизна логистики — серьезная проблема для региональных продаж.

Сейчас в России работают около 100 распределительных центров крупнейших участников розничного рынка, около 40% из них принадлежат одному игроку – X5 Retail Group (39 РЦ), чуть меньше – другому крупному игроку («Магнит»), 2 у «Ленты» и 8 у Дикси. Распределительный центр существенно снижает затраты на поставку продукции в свои магазины за счет централизации поставок и сокращения длины логистического плеча. Поэтому мы наблюдаем все большее увеличение кол-ва РЦ, в последнее время в Екатеринбурге и Перми.

Поддерживать региональную экспансию помогает привлечение сторонних перевозчиков, хотя у многих сетей есть свои автопарки.»Уберизация» особенно помогает ритейлерам при региональной экспансии, когда необходимо быстро найти недорогого перевозчика. Около 30% перевозок на сервисе GroozGo в распределительные центры и магазины торговых сетей.

Ритейл — самый крупный держатель грузовых машин в России. Собственный автопарк нескольких крупнейших российских ритейлеров в совокупности насчитывает 10-11 тысяч машин. Из них более 3000 автомобилей у X5 Retail Group и около 6000 — у «Магнита». Например, у крупнейшей транспортно-экспедиторской компании Деловые Линии, которая занимает 4,5% рынка, насчитывается 3,5 тыс ТС. Перевозки собственным автопарком — дорогое удовольствие, ведь ритейлеры обязаны выполнять все законы и нормативы, ночевать на платных стоянках, ездить по тахометру и иметь по 2 водителя в кабине, что сильно увеличивает себестоимость перевозок собственным транспортом. К тому же для ритейлеров является большой проблемой холостые пробеги обратно. Эту проблему можно решить с помощью агрегаторов как онлайн-сервис грузоперевозок GroozGo, в котором собраны заказы от многих грузовладельцев и забирать их можно, подписав 1 договор с сервисом. Такие сервисы подбирают онлайн загрузку на обратный путь и увеличивают доход транспорта.

Нюансы перевозок в ритейл

Ритейлеры задают жесткие и не всегда равноправные правила работы своим поставщикам. Все сети требуют обязательную санитарный паспорт с отметкой последней обработки кузова, действующую медицинскую книжку водителя и термописец в случае перевозок температурных грузов. выгрузка осуществляется в заранее забронированное временное окно, а опоздание на назначенное время может караться штрафами. В некоторых сетях появляются дополнительные условия: например, в Метро и Ашане водитель должен быть одет в халат и шапочку. В Метро он обязан выгружать машину самостоятельно из кузова на рохлю. Так как поставщиков у сети множество то частые явления очередей на прием товара и выдачу документов, подтверждающих прием товара. На выгрузках в Магните (Тандер), например, зачастую случаются простои на выгрузке до нескольких суток, например в РЦ в Туле, Зеленодольске, Твери, Челябинске.Также сети могут дать возврат, который в среднем стоит 30% от стоимости перевозки.

Доставка в сети может осуществляться грузовым транспортом от нескольких паллет до фур с любым типом кузова: тент, изотерм или рефрижератор. В онлайн-сервисе GroozGo можно заказать перевозку в сети с гарантией сохранности груза и выполнения условий доставки ритейлера на все виды продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе кондитерские изделия, мясо, рыбу, напитки и т.д. К перевозке принимаются грузы свыше 1,5 тонн по Москве и Московской области, а также в любой город России. Грузы доставляются на стандартных паллетах или другой упаковке, отвечающей требованиям магазина, с указанием всей необходимой маркировки. Заказчик обязан также представить сопроводительные документы и сертификаты на товар. В последние несколько лет наблюдается тренд на уменьшение покупательной способности населения и все больших требований к качеству и сроку продукции, который напрямую отражается в минимизации объемов партий груза и увеличения кратности заказов. Эти особенности сильно увеличивают затраты компаний на доставку продукции. В данном случае качественная оптимизация расходов возможна только за счет синергии грузопотоков разных грузовладельцев и автоматизации процессов в грузоперевозках.

На сегодня крупнейшими сетям в России являются следующие компании:
Х5 Retail Group (Пятерочка, Перекресток, Карусель)
Магнит
Лента
Зельгрос
Метро
Детский мир
Дикси
Белое Красное
Атак
Ашан
Виктория
Окей
Азбука Вкуса
Глобус
Твой Дом
Икея
Оби
Касторама
Леруа Мерлен Восток
Билла
Вкусвилл
Монетка
Мвидео
Эльдорадо
Media Markt
Spar
Fixprice

Оцените статью
Loading...
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E–mail*
Сайт

Комментарий

27.09.2018
Уберизация автоперевозок в Восточной Европе: транспортной логистике нужно быстрее оцифровываться

Игрокам рынка транспортной логистики это может не понравится, но им наступают на пятки игроки нового формата. IT стартапы, внедрив технологии и цифровизацию в таких отраслях как ритейл, развлечения и туристическую индустрию, добрались до логистики. Сильно фрагментированный рынок грузоперевозок, где доминируют ручные процессы и операции, кажется сильно отставшим от трендов и...

11.05.2018
Уберизация грузоперевозок: сделано в России

Бизнес-журнал опубликовал аналитический обзор существующих онлайн-сервисов перевозок в России (автор статьи Наталья Югринова). Ниже текст из журнала: Грузоперевозки традиционно считаются «рынком посредника». В США и Канаде логистические брокеры зарабатывают около 15–20% комиссионных от стоимости каждого отправления. В России до 40% стоимости перевозки зачастую оседает на счетах так называемых экспедиторов —...

10.05.2018
Cтартапы и новые проекты в логистике

В марте 2018 свои двери закрыл американский стартап доставки «по требованию» Shyp, не смотря на внушительный объем инвестиций в $60 млн. Основатель проекта написал пост на заблокированном Linkedin с извинениями и объяснениями. Несмотря на то, что электронная коммерция растет от года в год, а технологическая волна решений последней мили доставки процветает, команда...