10.05.2018

Cтартапы и новые проекты в логистике

В марте 2018 свои двери закрыл американский стартап доставки «по требованию» Shyp, не смотря на внушительный объем инвестиций в $60 млн. Основатель проекта написал пост на заблокированном Linkedin с извинениями и объяснениями. Несмотря на то, что электронная коммерция растет от года в год, а технологическая волна решений последней мили доставки процветает, команда Shyp не смогла найти работающую бизнес-модель, схлопывающуюся unit-экономику компании.

Когда такие громкие истории успеха молодых компаний заканчиваются провалом, возникает всплеск возмущений, что стартаперы делают никому не нужные продукты за бешеные легкодоступные деньги венчурных капиталистов. Такие настроения ведут к нарастающему антагонизму к стартаперской культуре и Силиконовой долине.

Однако есть и положительный момент.

Стартапы привносят свежий взгляд и подход на решение проблем и болей, изменяют стратегии и ход мышления старичков индустрии, что приводит к успеху в бизнесе. Здесь традиционные гиганты индустрии и стартапы зачастую противостоят друг другу в начале, но это лишь способствует нахождению правильного продукта. «Истина рождается в споре», как говорил великий Сократ. Поэтому сегодня мы наблюдаем всплеск логистических решений как стартапов, так и компаний. Только за последние несколько месяцев экспедиторские компании, SEKO, K + N, Agility и  DHL (список этими компаниями не ограничивается), разработали и выпустили сотни решений.

Новый подход Maersk

После слияния Maersk-Hamburg Sud, Maersk объявил о сосредоточении своих операций на контейнерных перевозках и ухода из энергетического сектора. На фоне спада рынка морских перевозок,  такая стратегия стало неожиданностью.

Но теперь становится все более очевидным, как с новой верой в морское судоходство Maersk намерена расти, расширяя свое присутствие и контроль во всей цепочке по цепочке поставок и беря на себя роль интегратора. Как сказал финансовый директор компании Jakob Stausholm Bloomberg:

Сейчас мы крупнейший игрок на рынке морских перевозок, и намериваемся наращивать свои позиции на других рынках логистики, поэтому открыты к покупке других компаний.

Несмотря на недавнюю кибер аттаку NotPetya, после которой Maersk переустановил 45 000 компьютеров и 4 000 серверов , компания ставит ставку (простите за тавтологию) на цифровые технологии. Компания может похвастаться репутацией ведущего инновационного игрока в отрасли морских перевозок и широкой сетью диджитал партнеров, и сама является партнером в тестировании блокчейн технологий, предоставляя одобренным клиентам несколько онлайн услуг, таких как онлайн продажи и заказ.

Но как упоминалось ранее, внедрение технологий это стратегические изменения. И основная стратегическая цель Maersk в применении технологий — предоставление лучшего, дешевого и наиболее удобного сервиса для своего клиента.

Клиентоориентированные инновации

В прошлом году Maersk нанял впервые Chief Digital Officer, Ибрагима Гексена, который ранее занимал такой же пост в General Electric, подход которого на прошлом месте работы также был основан на клиентоориентированности:

digital-story-screen-1.png

Внедрение технологий — это процесс, обозначенный в видении развития компании.

Процесс инноваций начинается и заканчивается клиентом. Мы должны продолжать укреплять репутацию компании, для которой клиент- всегда на первом месте, подходя к каждому покупателю индивидуально.

Такие же слова звучат от генерального директора Maersk Сорен Скоу:

Мы должны стать для клиента единственной компанией, с кем они работают, одним окном ко всему спектру услуг: мы должны уметь перевезти коробку, предоставить портовые услуги, таможенную очистку, финансирование, страхование, консолидацию и любые другие сервисы, нужные нашему клиенту.

Изменение тенденций в других секторах B2B

Maersk может и является технологическим лидером в морских перевозках, но явно отстает от игроков других секторов логистики.

Интернет сделал возможным для покупателей видеть спектр цен, рейтинг поставщиков и многое другое. Новое поколение B2B компаний видит технологии как средство, которое предоставит покупателю то, что они хотят и когда они этого хотят. Тому пример Amazon Business, Xero и Expensify.

B2B догоняет B2C в области ориентированности на нужды и желания клиента.

Даже компании в области цепочек поставок не могут игнорировать эту тенденцию, по данным KPMG. Компании, которые ставят во главу развития бизнеса клиента, показывают лучший финансовый результат.

Как далеко мы зашли?

С 2016 года, когда GroozGo был запущен и был сделан первый отчет о B2B продажах онлайн, мы наблюдаем взрывной рост интереса игроков транспортной логистики к интернет-продажам и присутствию в сети. Сегодня у ведущих компаний обязательно есть на сайте калькулятор и возможность онлайн-заявки, а некоторые передовые игроки как Монополия, Обоз, X5 Retail Group создают собственные онлайн-платформы для перевода организации грузоперевозки в диджитал пространство, и тем самым предоставления более удобных и быстрых услуг для своих клиентов. Помимо «корпоративных» инноваций, за последние 3-4 года в логистике появилось множество стартапов, которые можно разделить условно на 3 группы:

  1. информационные порталы (veset vsem, loginet, truckerpath, uship), на которых можно повесить объявление и обменяться контактами с перевозчиком, и которые не несут ответсвенности ни за благонадежность контрагента, ни за сохранность груза и гарантии оплат.
  2. онлайн-сервисы грузоперевозок (GroozGo, deliver, convoy, cargomatic), которые автоматически соединяют грузы с перевозчиками и организуют всю перевозку от обработки заказа до передачи документов и которые несут материальную ответственность за сохранность груза и своевременную оплату перевозчикам.
  3. TMS/софт по маршрутизации (антор, veeroute, bringg), которые создают ПО для маршрутизации и планированию отгрузками, кастомизированное под нужды клиента.

Выше приведены примеры успешных стартапов (?смотря, как мерить, по крайней мере живых). Без сомнений есть еще множество новых компаний, которые выходят на логистический рынок и вскоре умирают, так как их продукт не прошел валидацию/никому не нужен.

И это касается не только стартапов: в среднем лишь 20% новых компаний работают более года. Но когда и традиционные устоявшиеся игроки, и стартапы пытаются использовать технологии для улучшения клиентского сервиса, а не для следования модным тенденциям, то в 90% случаев они выводят на рынок нужный и важный инновационный продукт или фичу.

Оцените статью
Loading...
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E–mail*
Сайт

Комментарий

27.09.2018
Уберизация автоперевозок в Восточной Европе: транспортной логистике нужно быстрее оцифровываться

Игрокам рынка транспортной логистики это может не понравится, но им наступают на пятки игроки нового формата. IT стартапы, внедрив технологии и цифровизацию в таких отраслях как ритейл, развлечения и туристическую индустрию, добрались до логистики. Сильно фрагментированный рынок грузоперевозок, где доминируют ручные процессы и операции, кажется сильно отставшим от трендов и...

15.06.2018
Сетевая логистика: доставка в торговые сети

В 2017 году российский ритейл начал постепенно выходить из кризиса. По данным НИУ ВШЭ, индекс реального оборота розничной торговли в России (при уровне 1994 года, равном 100), достиг наивысшего пика в 2014 году (294) и далее падал (в 2015 году – 264,6, в 2016 году — 252,4). В прошедшем году...

11.05.2018
Уберизация грузоперевозок: сделано в России

Бизнес-журнал опубликовал аналитический обзор существующих онлайн-сервисов перевозок в России (автор статьи Наталья Югринова). Ниже текст из журнала: Грузоперевозки традиционно считаются «рынком посредника». В США и Канаде логистические брокеры зарабатывают около 15–20% комиссионных от стоимости каждого отправления. В России до 40% стоимости перевозки зачастую оседает на счетах так называемых экспедиторов —...