30.03.2018

Итоги 2-й международной конференции и выставки «Рынок грузовых автомобильных перевозок – 2018»

GroozGo побывал на 2-й конференции “Рынок грузовых автомобильных перевозок”, которая началась с выступления заместителя Министра транспорта РФ Асаула Николая, который отметил, что рынок транспортных услуг растет, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, и доля коммерческих перевозок составила 1,6 млн тонн за 2017 год.

В рамках 2-дневного мероприятия был затронут ряд важных и насущных вопросов таких как обеспечение безопасности, прозрачность рынка и перевод транспортной накладной в электронный вид. 

unnamed

Упомянут недавно подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 20 декабря 2017 года №398-ФЗ о безопасности движения грузового и пассажирского транспорта, в котором был введен ряд новых обязанностей для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц: недопущение управления транспортным средством на основании иностранных или международных водительских прав, соблюдение режима труда и отдыха, обязательное наличие тахографа в транспортном средстве.

С ноткой печали в голосе также обсуждали о необходимости в приостановлении  требований ДОПОГ к свидетельствам о типах цистерн до 1 января 2019 года из-за проблем в их выдачи. В связи с чем, обозначена особенная важность принятия активного участия транспортного сообщества в проработке законов на стадии их внедрения для избежания подобных случаев, а также внедрения в практику “нулевых” слушаний.

В выступлениях прозвучала информации о проекте по внедрению электронной транспортной накладной, которая позволит сделать рынок более прозрачным и уйти от “серых” схем, а также ускорит оплату за выполненные услуги. По подсчетам, в год используется 54 млн бумажных транспортных накладных, мы спасем огромное количество деревьев, если переведем данный документ в электронный вид. Обозначено, что электронная транспортная накладная в опциональной форме применения будет введена уже летом 2018 года.  

Лозунг выступления был “меняются вызовы рынка и законодательство должно вовремя реагировать”, но так ли это в действительности?

Далее следовала большая сессия о регулировании рынка, на мой взгляд, важнейший вопрос, который поднимался неоднократно всеми участниками конференции, это допуск перевозчиков на рынок и внесении их в реестр добросовестных и надежных перевозчиков. Эта сложнейшая задача и должны быть составлены четкие и понятные правила для любого начинающего перевозчика, что позволило бы рынку становится легальным и цивилизованным. Участниками были обозначены вопросы, которые требуют досконального анализа как со стороны представителей бизнеса, так и со стороны государственных органов. Какие критерии определяют надежных перевозчиков, за какое время и какой государственный орган должен выдавать допуск?

GroozGo поддерживает идею с внедрением допуска и реестра перевозчиков, так как этот этап будет выступать фильтром и не допускать недобросовестных перевозчиков, а также служить как средство регулирования рынка. Но не станет ли это нововведение убийцей мелких перевозчиков? В связи с чем, составление четких и простых правил по допуску является первоначальной и важнейшей задачей.

Следующая тема была затронута относительно ценообразования рынка и поднят вопрос о введении минимальной ставки, которая позволит покрывать основные затраты перевозчика (выплата налогов, Платона, топливо и т.д.). Данная идея противоречит основным принципам функционирования рыночной экономики, а именно свободному формированию цены на основании спроса и предложения. Действительно, по одному и тому же направлению ставка может различаться от 1000 до 10000 рублей от разных перевозчиков, но, по нашему, это проблема должна разрешиться путем “отбеливания” рынка и что впоследствии приведет к адекватному тарифообразованию.

Если вернуться к теме автоматизации, то поднималась тема про пилотный проект автоматической системы весогабаритного контроля, введенный Росавтодором с 1 октября, который имеет много “шероховатостей” и требует доработки. Суть заключается в том, что грузовик взвешивается прямо во время движения по дороге весами, установленные на дорогах, и нарушителей выявляют без участия сотрудников Госавтоинспекции и Ространснадзора. С одной стороны, автоматизированный весогабаритный контроль убирает человеческий фактор и труд, обеспечивает сохранность дорог, с другой стороны, система является не идеальной и допускает много ошибок. Идеального измерения веса грузовика с грузом можно добиться в идеальных условиях, но в реальности этого сложно достичь: грузовик проехал через огромную яму и сдвинулся товар, что может нарушить распределение веса по осям либо грузовик проехал через систему с неравномерной скоростью. К тому же, по данным статистики, ошибки связанные с погрешностью оборудования достигает до 5%. Проводились официальный эксперименты в Нижнем Новгороде, которые не показали отклонения в весе и распределении нагрузки по осям транспортного средства, однако стоит упомянуть, что были искусственно созданы идеальный условия, а именно на протяжении всего пути скорость машины составляла 60 км в час.

Рынок автомобильных грузовых перевозок пытается выбраться на новый уровень развития, но устаревшее законодательство и сложность его “переписывания” пока вставляет палки в колеса всем участникам рынка. Одновременно быстрое изменение законов и принятия их “впопыхах” может привести к еще большему хауса, как произошло, в случае с ДОПОГом.

Оцените статью
Loading...
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E–mail*
Сайт

Комментарий

27.09.2018
Уберизация автоперевозок в Восточной Европе: транспортной логистике нужно быстрее оцифровываться

Игрокам рынка транспортной логистики это может не понравится, но им наступают на пятки игроки нового формата. IT стартапы, внедрив технологии и цифровизацию в таких отраслях как ритейл, развлечения и туристическую индустрию, добрались до логистики. Сильно фрагментированный рынок грузоперевозок, где доминируют ручные процессы и операции, кажется сильно отставшим от трендов и...

15.06.2018
Сетевая логистика: доставка в торговые сети

В 2017 году российский ритейл начал постепенно выходить из кризиса. По данным НИУ ВШЭ, индекс реального оборота розничной торговли в России (при уровне 1994 года, равном 100), достиг наивысшего пика в 2014 году (294) и далее падал (в 2015 году – 264,6, в 2016 году — 252,4). В прошедшем году...

11.05.2018
Уберизация грузоперевозок: сделано в России

Бизнес-журнал опубликовал аналитический обзор существующих онлайн-сервисов перевозок в России (автор статьи Наталья Югринова). Ниже текст из журнала: Грузоперевозки традиционно считаются «рынком посредника». В США и Канаде логистические брокеры зарабатывают около 15–20% комиссионных от стоимости каждого отправления. В России до 40% стоимости перевозки зачастую оседает на счетах так называемых экспедиторов —...