24.12.2017

Блокчейн в логистике и цепочке поставок

Компании говорят о возможностях технологии blockchain, но только 1%  организаций в настоящее время использует блокчейн в своих операциях в цепочке поставок, и совсем немногие активно инвестируют в него.

В конце 2016 г. мы поднимали тему блокчейна на примере Роттердамского судоходного порта, который принял участие в консорциуме. Новости Blockchain в секторе логистики не новы, но этот пример был уникален из-за масштаба проекта.

provenance-whitepaper-servers-large-995204b821ab7f3347f30b815d14422588dde4202709c6b953b8978fb77fabf7.jpg

С этой истории технология blockchain (так как она относится к нашумевшему Биткойну) недавно получила обширное освещение. Только на прошлой неделе многие новостные агентства трубили о том, как биткойн ударил рекордную сумму в 19 340 долларов США на Coinbase, прежде чем упасть до 15 198,83 доллара в прошлый четверг. Более впечатляюще, к 2025 году эксперты отрасли ожидают, что более 10% валового внутреннего продукта (ВВП) будет привязано к блок-цепи.

Эти цифры привели к тому, что некоторые организации в секторе логистики и снабжения наконец заинтересовались феноменом блокчейн. Однако опросы показывают, что примерно половина организаций  даже не рассматривают возможности применения технологии в логистике и снабжении. Когда же вся отрасль перейдет на блокчейн?

Мастер блокчейна

960x0Во многих статьях подробно описывается какое воздействие на разные отрасли имеет блокчейн-технологии. Мало кто вникает в технические подробности того, как это работает. Автор Lexology.com, Марк С. Блубо, кратко излагает некоторые его особенности в своей статье.

Blockchain — это децентрализованная база данных или электронная таблица (часто называемая «цифровой регистрацией»), которая поддерживается и обновляется сетью участвующих компьютеров.
Эта высокозащищенная технология позволяет сторонам создавать запись (известную как блок), которая привязана по времени и связана с предыдущим блоком, так что она не может быть изменена задним числом без изменения всех последующих блоков.
Цифровая книга обычно доступна для публики, но также может быть закрытой.
Blockchain — это технология, поддерживающая Bitcoin и другие криптовалюты, протокол для цифровой книги, который позволяет подтвердить право собственности и передачу права собственности от одного объекта другому без использования доверенного стороннего посредника (например, банка).

Невероятный большой потенциал, невероятно маленькие вложения

Автор онлайн-журнала Supply Chain Management Review Бекки Партида в начале этой недели написала статью об исследовании, проведенном APQC.

Исследователи опросили 101 специалиста по логистике. Вот какие результаты:

Примерно 1/3 указала на то, что блокчеин имеет потенциал для создания конкурентного преимущества для своих организаций в течение следующих 10 лет. Около 10% респондентов считают, что блокчеин изменит индустрию в течение того же периода времени

Однако Партида указывает, что Digital Supply Chain Institute (DSCI) провел собственное исследование профессионалов цепочки поставок. Треть этой группы — «либо крайне, либо умеренно незнакома с блочной цепью».

Исследования, проведенные DSCI и APQC, показывают, что только 1% ответивших организаций в настоящее время использует блок-цепь в своих операциях цепочки поставок, и только 35% в настоящее время изучают использование блокчейна.

Из опрошенных (в обоих исследованиях) почти 50% организаций не используют или не изучают блок-цепь или ее возможности.

Часть причин этих цифр связана с тем, что технология слишком нова. Биткойн и блокчейн были восприняты всерьез широкой общественностью последние только пару лет назад. По мере распространения большего количества информации о технологии, заинтересованность компаний будет лучше переводиться в инвестиции.

Немного кейсов

В логистике наиболее известная пилотная программа блокчейнов включала Maersk и IBM. Он сосредоточился на создании цифрового распределенного регистра, чтобы создать единое электронное место, где можно было разместить все несметные документы, связанные с отгрузкой.

ca7105b41af69b876bdd4f8a4bfe2a5a_XL.jpg

В одном спроектированном пилоте компанией T-Mining блок-цепочка распределяет доступы и передает задачи для персонала — например, водителю грузовика — забрать груз. Одним из ключевых преимуществ блокчейна является то, что он намного безопаснее, чем традиционные ИТ-решения.

В организации под названием Kouvala Innovation есть еще более смелое видение. Поддоны с метками RFID могут в себе нести информацию об адресе загрузки и выгрузки на определенную дату. Перевозчики будут методом майнинга передовать свои ставки, а тег RFID выберет победителя исходя из цены и необходимых требований. Это уже происходит в «уберах в грузоперевозках», но с помощью блокчейна можно вообще убрать человеческий ресурс и лиц, принимающих решение — за них все будет делать блокчейн — система торгов.  При этом метка будет отслеживать перевозку с самого начала до конца, передавая точные статусы и координаты нахождения.

Также считается, что эта технология может быть эффективной в плане точного отслеживания и контроля перевозки пищевых продуктов и лекарств и снижения затрат, связанных с факторингом. Provenance, интегратор программного обеспечения из Англии, использует технологию blockchain для проверки  продуктов питания. Так компания проверяет пойманного в Индонезии и доставленного в японские рестораны тунца на предмет «подлинности». Provenance считывает информацию с датчиков или RFID-меток и записывает их на блок-цепь, чтобы отслеживать рыбу с «крюка на вилку». IBM также заинтересована в отслеживании пищевых продуктов и объявила о консорциуме с несколькими основными производителями продуктов питания и розничными торговыми сетями.

provenance-tuna-report-skipjack-extra-large-f3a0991ff866f78f831438191a21edd1c77c457045578cda18389bbde8db719c

Некоммерческая организация Sweetbridge пытается использовать блокчейн для снижения стоимости международных операций в цепочках поставок. Обычно крупная международная компания закупает товары у мелких производителей, но оплачивает их с большой отсрочкой платежа. Вследствие чего мелкие поставщики вынуждены брать факторинг, чтобы обеспечить достаточный денежный поток для работы. Это увеличивает затраты не только для поставщика, но и для всей цепочки поставок. Blockchain может значительно снизить финансовые затраты, связанные с закупками.

Blockchain имеет большие преимущества с точки зрения кибербезопасности, но вы, возможно, заметили, что многое из того, что обсуждается, — это бета-планы, которые должны произойти в какой-то момент в будущем.
Существуют сетевые эффекты, связанные с получением стоимости от блок-цепи в логистике. Чем больше объектов, которые участвуют, тем более ценным является решение. Но этот сетевой эффект усложняет работу с самого начала.
Скорее всего, для того, чтобы получить охват, крупные компании должны будут потребовать участия своих партнеров по цепочке поставок. Но это может помешать создать необходимые стандарты.

Уже начинают появлятся целые группы с целью более быстрого внедрения блок-технологии совместно. В Америке в августе этого года была создана BITA — ассоциация со 150-ю компаниями на борту, включая 3PL компании, логистических операторов и экспедиторов, перевозчиков. Задача Биты заключается в создании стандартов и информировании заинтересованных сторон отрасли о развитии и итогах внедрения blockchain.

 

 

Оцените статью
Loading...
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*
E–mail*
Сайт

Комментарий

06.06.2019
Платформа GroozGo — выбор грузовладельцев!

Почему с каждым днем все больше и больше грузовладельцев делают выбор в пользу нашего онлайн-сервиса? Потому что GroozGo объединяет груз с тысячами проверенных перевозчиков и помогает добраться ему до места назначения вовремя и в сохранности. Чтобы передать груз в надежные руки, нужно заполнить онлайн-заявку и ждать информации о том, кто...

28.05.2019
Let’s rock! Ждём 29 и 30 мая на Startup Bazaar (стенд 81)

Startup Village 2019 — седьмая ежегодная международная стартап-конференция для технологических предпринимателей. На Startup Village стартапы встречаются с инвесторами, перенимают опыт и знания успешных предпринимателей из разных стран, презентуют свои проекты на конкурсе и на инновационном базаре, а крупные технологические корпорации, представители власти и институтов развития обсуждают технологические тренды и способы формирования нового поколения российских предпринимателей. Let’s rock! Ждём вас на нашем...

27.05.2019
Онлайн-сервис грузоперевозок GroozGo увеличил выручку на 137%

Агрегатор подвел итоги работы с января по апрель 2019 года Выручка онлайн-сервиса автомобильных грузоперевозок GroozGo выросла за первые четыре месяца 2019 года на 137% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Рост был органичным за счет увеличения объемов грузов действующих клиентов и привлечения новых заказчиков. Клиентами было оформлено порядка 2,2 тыс....