Tracking Santa

Morai-Logistics-blog-santa-tracker

Ежегодно 31 декабря Командирование воздушно-космической обороны Североамериканского континента NOPAD отслеживает и транслирует место нахождение Санта Клауса (позывное в России «Дед Мороз») по всему миру.  Интересная статья на CNET детально описывает, откуда взялась идея программы, которая отмечает свое 65-летие в 2015 г.

«Однажды утром в декабре 1955 Генералу ВВС США Гарри Шоупу позвонили в его офис по секретной «экстренной» линии. Этот телефон использовался в случае ядерного взрыва или нападения СССР. Поднимая трубку, Шоуп был готов к худшему, но вместо раздался тонкий голосок: «Это Санта Клаус?».  Генерал отрывисто крикнул, что Вы не туда попали. Но девочка не растерялась: «А может это один из эльфов Санта Клауса?»

Дело в том, что в местной газете в Колорадо дали объявление с  номером Санта Клауса, по которому можно было звонить днем и ночью и заказывать подарки. Однако в редакции сделали опечатку в  телефоне, который оказался секретной «экстренной» линией.

В итоге «Tracking Santa» стал масштабным проектом,

  • над которым ежегодно трудятся 13 000 человек,
  • каждый волонтер в среднем отвечает на 40 звонков в час,
  • ежегодно на мейл поступает 12 000 мейлов и 70 000 звонков со всего мира
  • Google Analytics предоставляет анализ данных с программы
  • в 2013 г. сайт посетило 19.58 млн человек

Кстати, из плюcов то, что для граждан инициатива абсолютно бесплатна. За «волшебство» платят корпоративные партнеры NOPAD.

Из онлайн в оффлайн

 

shake hands

Все чаще мы слышим громкие разбирательства регулирующих органов и новых стартапов «по-требованию». На чьей Вы стороне?

Недавно, например, в Нью Йорке был оштрафован Airbnb (доска объявлений аренды жил. площади в разных городах), объявления которого нарушили правила зональности города. Также по всему миру были оштрафован Uber, мобильные приложения для заказа такси.  Причем в таких странах, как Индия, Япония, Франция, Бельгия и десяток других. сервис были вовсе запрещен (причина: предоставление такси-услуг без лицензии).

Почему же эти новые стартапы столкнулись с таким количеством проблем? Возможно, потому что они считают себя онлайн- бизнесом, в то время как работают в оффлайн среде.

Они подчиняются 3 негласным правилам  Силиконовой долины:

  1. Стань посредником
  2. Нанимай как можно меньше людей
  3. Автоматизируй все

Эти мантры привели к успеху многие уже многомиллионные компании как Google и Twitter. Но, так как стартапы «по-требованию» только учатся, они не всегда способны конкурировать с реальным миром.

Взять первый принцип- «Стань посредником»- или на технологическом языке – «платформой», которая соединяет людей, которые постят видео на Youtube,  и людей, которые их смотрят, или людей, которым необходимо такси, и людей, которые готовы их отвезти.  Как считают сами платформы, они всего лишь канал соединения, не беря ответственность ни за что.

Да, это прописано в законе (английское право) в отношении веб-сайтов – они по закону не могут отвечать за то, что публикуют их пользователи (the Communications Decency Act)(p.s. наверное самый значимый законопроект в онлайн- мире. Жаль, что в России аналога нет).

Этот закон защищает онлайн высказывания, но не действия, которые имеют последствия в реальном мире. Например, разберем Airbnb, который обозначает себя как «онлайн платформу, соединяющую арендодателей помещений и гостей, ищущих, где переночевать. Так же на сайте у них отмечено, что компания не может контролировать чье-то поведение и не может за это отвечать. Но Airbnb пришлось изучить реальные лимиты своей ответственности. После многочисленных жалоб арендодателей на причиненный ущерб и кражи, Airbnb открыл круглосуточную экстренную телефонную линию и политику возмещения ущерба до $1 млн. долл.

Что касается 3его правила- «автоматизируй все»- оно также ограниченно в реальном мире. Так  CEO Airbnb Брайан Чески, отвечая на жалобу на вандализм, подчеркнул, что у компании внедрены алгоритмы обнаружения подозрительного поведения человека.  Но, к сожалению, эти алгоритмы не гарантируют безопасность человеку.

Мораль сей басни в том, что договариваться нужно на берегу и начинать общаться с регуляторами до запуска платформы, чтобы понимать , с чем придётся столкнуться. Видимо регуляторы – немного больше, чем камешки на пути к инновациям. И логика «сейчас мы привлечем пользователей, они потом нам ничего смогут сделать, нас много» или «сейчас мы быстро вырастим с помощью денег инвестора, потом будем думать как деньги делать»  не работает.